фейсбук

инстаграм

вконтакте

Указом Наполеона III от 1865 года алжирским иудеям и мусульманам предоставляется право ходатайства в личном качестве о предоставлении французского гражданства

29 июня 1830 года французские войска входят на территорию Алжира. Поведение евреев двоякое: одни из них, вспоминая о преследованиях со стороны христиан, в ужасе разбегаются, а будучи пойманными, умоляют о пощаде.

Другие сражаются вместе с арабами и бедуинами против французской армии. Однако, очень часто евреи помогают французам в этой войне, как например, в Оране в 1833 году во время осады города со стороны мусульман. 5 июля 1830 года дей Хусейн подписыват капитуляцию перед маршалом Бурмоном. Алжир становится французской колонией.

Французы провозглашают свободу и равенство для всех народов и религий. Законодательными актами 1839 и 1845 годов создаются особые органы, которые должны способствовать развитию иудаизма, однако они же превращают еврейские общины из общин политических в чисто религиозные. Одновременно с этим, еврейская молодёжь всё более охотно учит французский язык, посещает французские учебные заведения, культурно и социально ассимилируется.

Они всё чаще отказываются от традиционного костюма и одеваются по европейской моде. При этом благосостояние членов еврейской общины растёт не слишком быстро — основная их часть продолжает заниматься мелкой торговлей. Однако, появляются несколько очень богатых семей, которые держат в своих руках торговлю льном, местными тканями, пшеницей, сахаром и колониальными товарами. Их потомки становятся частью местной интеллигенции и практически полностью офранцузиваются.

В стране идёт процесс урбанизации — многие евреи перебираются в города. За время французского правления Алжиром его еврейское население резко возрастает: с 15—17 тысяч в начале 1830-х годов до 150 тысяч в момент предоставления независимости Алжиру в 1962 году. При этом, не учитывается население южных пустынных районов и сельской местности.

Указом Наполеона III от 14 июля 1865 года алжирским иудеям и мусульманам предоставляется право ходатайства в личном качестве о предоставлении французского гражданства. 24 октября 1870 года стараниями французского министра юстиции Адольфа Кремьё издаётся указ о коллективной натурализации, носящий его имя. Однако, указ Кремьё вызывает сильное противодействие французских правых антисемитов, полагающих, что его исполнение вызовет изменения в списках избирателей и приведёт к изменениям в результатах выборов. Они также обвиняют евреев в том, что те богатеют за счёт мусульман и христиан и что они вызывают безработицу среди нееврейского населения.

Первоначально европейские антисемитские настроения не находят поддержки националистически настроенных лидеров мусульманской общины, таких как шейх Абделхамид Бен Бадис из Константины, шейх Эль-Окби из города Алжира и шейх Саид Захири из Орана, которые поддерживают евреев и выступают против действий антисемитов. Однако, с началом Алжирской войны, ситуация меняется. 1 октября 1956 года лидеры Фронта национального освобождения обращаются с письмом к великому раввину Алжира, в котором просят подтвердить приверженность алжирских евреев делу освобождения нации. В ответ в конце ноября 1956 года Алжирский еврейский комитет социальных исследований отвечает, что не является политической организацией и поэтому всякое принятие решения должно быть исключительно индивидуальным. При этом руководители Комитета призывают к мирному разрешению конфликта.

В ходе боевых действий многие евреи в войне встают на сторону Франции. При этом, большинство еврейского населения занимают позицию наблюдателей и просто надеются на то, что жестокая война прекратится. ФНО отвечает серией террористических актов. 12 декабря 1960 года происходит массовое убийство евреев в большой синагоге города Алжира, расположенной в сердце касбы. 11 сентября 1961 года парикмахер Х. Шукрун убит ударом ножа в спину на пути в синагогу. На улицах городов появляются надписи: «Смерть евреям!» Отношения мусульманской и иудейской общин оказываются накалены до предела.

На мирных переговорах в 1961 году между Францией и ФНО представители метрополии первоначально выдвигают предложение о том, чтобы после получения Алжиром независимости еврейская община осталась в новой независимой стране. Они полагают, что будучи местными уроженцами с одной стороны, и глубоко ассимилированными с Францией — с другой, евреи могли бы быть идеальными посредниками. Однако, ФНО отказывается даже рассматривать такую возможность, заявляя, что «в Алжире должен быть один народ на одной территории». 18 мая 1962 года стороны подписывают Эвианские соглашения о предоставлении Алжиру независимости. Согласно их тексту, французы, не желающие оставаться в Алжире, будут репатриированы, даже если они потомки иммигрантов из других европейских стран, например Испании, Италии или Мальты. Адмирал Луи Кан, в то время председатель Всемирного еврейского союза, добивается от президента де Голля, чтобы в число репатриантов были включены и евреи, так как они не представляют собой отдельную общину, но глубоко интегрированы в европейское общество.